Статьи

Страховка в нагрузку

Красноярские страховщики продолжают «изобретать» новые способы борьбы с убыточностью ОСАГО. Теперь искусственно создав дефицит этого продукта.

В последнее время страховые компании стали все чаще отказывать владельцам автомобилей в получении полиса ОСАГО, ссылаясь на нехватку полисов, в тех случаях,  если человек отказывается от приобретения дополнительных страховых продуктов. По данным управления ЦБ РФ по Красноярскому краю, который в ряду прочего контролирует деятельность и страховых компаний, число обращений, связанных с навязыванием дополнительных страховых услуг или отказом заключить договор ОСАГО, во втором квартале этого года составило 129, а в третьем – 68.

Страховщики всеми правдами и неправдами пытаются избежать продажи этого страхового продукта, ссылаясь на отсутствие полисов. Из семи компаний, с которыми удалось связаться по телефону  корреспонденту «Открытого общества»,  только две оказались готовы продать полис ОСАГО здесь и сейчас безо всяких проволочек и дополнительных условий.

Страховщики всеми правдами и неправдами пытаются избежать продажи ОСАГО, ссылаясь на отсутствие полисов.

В остальных компаниях  агенты просили записаться в очередь, ссылаясь на нехватку полисов. Правда, тут же предлагали корреспонденту «ОО» позвонить по телефону некоему стороннему агенту, у которого, как утверждалось, уж точно завалялся «лишний» полис. «Вот только чтобы его получить, нужно застраховать жизнь или имущество на одну-две тысячи рублей, — тут же оговаривались на том конце провода. — Можно, конечно, обойтись и без посредников и купить дополнительную страховку прямо у нас».

Как нам заявили в офисе «Ингосстраха», купить полис ОСАГО в Красноярске  можно, если у вас Lexus или дорогая Toyota. А вот чтобы застраховать «Приору», придется ехать в другой населенный пункт края (получить комментарий относительно этой ситуации в местном офисе нам не удалось). Фокус с переездом объясняется просто – на периферии не так высок спрос на страхование и, соответственно, меньше издержки. Представители страховщиков заявляют, что случаи отказа или попытки навязать еще один страховой продукт – это вынужденная мера. Представитель страховой компании «Энергогарант» Любовь Кольцова говорит, что для страховщиков этот вид страхования всегда был убыточным, а настойчивые предложения приобрести дополнительные полисы – это  всего лишь попытка компенсировать потери от ОСАГО. А корень проблем, по ее словам, это несовершенства законодательства, существующих методик работы и особенности рынка. В частности, любая выплата по старому автомобилю будет убыточной, так как стоимость запчастей, если сопоставлять ее со стоимостью самой машины, будет в любом случае несоразмерно высокой. Новые элементы кузова на «копейку», к примеру,  могут  превысить цену самого авто.

Представители страховщиков заявляют, что случаи отказа или попытки навязать еще один страховой продукт – это вынужденная мера.

— Нужна новая система оценки ущерба, расчета стоимости запчастей и, безусловно,  нужны новые тарифы, — говорит Кольцова, — не секрет, что в некоторых регионах люди по полгода ездят без страховки только потому, что страховщикам невыгодно заходить в эти территории. Автолюбителям попросту негде купить полис. Если бы тариф в этих районах был выше, то был бы интересен страховому  бизнесу.

Представитель юридической компании «Антикризисный центр» Дмитрий Провоторов говорит, что страховые компании немного лукавят, когда заявляют об убыточности ОСАГО:

— Сама по себе строчка ОСАГО может быть убыточной. Но ведь у компаний существует еще великое множество других видов страхования, на которых страховщики, собственно, и зарабатывают. А ОСАГО всегда было своего рода социальным продуктом. Ведь его ввело государство для того, чтобы просто облегчить жизнь гражданам.

Правда, сами страховщики уверены, что сделать ОСАГО привлекательным видом бизнеса можно. Заместитель директора по правовым вопросам компании «Надежда» Наталья Козлова считает, что для этого необходимо закрепить единую для всех методику расчета ущерба, принятую недавно федеральным законом.

— До недавних пор у каждого была своя методика — у клиента, суда,  оценщика. И самое удивительное – все они были верными, — говорит она. — При этом окончательная сумма в каждом случае могла значительно отличаться. При такой системе страховщику приходилось содержать множество, назовем их, околостраховых бизнесов. Из-за постоянных споров и расхождений по поводу результатов оценки,  компания вынуждена была платить оценщикам, юристам, которые разбирали эти споры. Все это естественно требовало дополнительных средств, — говорит Козлова.

Страховщики уверены, что сделать ОСАГО привлекательным видом бизнеса можно. Для этого необходимо закрепить единую для всех методику расчета ущерба и установить экономически обоснованный тариф.

Вторым обязательным условием она называет адекватный тариф – сейчас же он, по мнению страховщиков, далек от экономически обоснованного.

Как бы то ни было, отказ в выдаче полиса ОСАГО по месту обращения автовладельца или без дополнительного обременения незаконны – такова позиция Центробанка. Да и нехватки полисов в Красноярске нет (по крайней мере, именно так на официальный запрос регулятора ответили сами страховщики). Дабы избежать сложностей с приобретением ОСАГО, специалисты ЦБ посоветовали приходить в страховую компанию  с видео камерой или брать в свидетели друга, и случае попытки принудить купить дополнительный продукт – жаловаться непосредственно регулятору. А вот системных решений, которые могли бы исправить ситуацию, пока предложить не смогли.

автор: Максим Сологубов, фото: Светлана Дранащукова

Поделиться:
Поделитесь Вашим мнением:
  • Оставить комментарий
  • ВКонтакте
  • Facebook
наверх